Регистрация товарного знака: для защиты или нападения!?

Сегодня хочу заострить внимание на споре: «товарный знак/недобросовестная конкуренция». На мой взгляд, существует две стратегии: одни субъекты регистрируют свой товарный знак, прежде всего, с целью защиты бренда, а другие – нападения, т.е. для попытки вытеснения конкурента с рынка.

К слову, недавно была представителем компании-владельца товарного знака (ответчиком) в Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного суда Республики Беларусь. Истец требовал признать регистрацию товарного знака ответчика недействительной, поскольку усмотрел якобы нарушение законодательства, в части того, что регистрация нашего товарного знака была осуществлена с недобросовестной целью. Дело мы выиграли. Регистрация и использование товарного знака выполнены нами законно, регистрация осталась в силе.

Есть примеры, когда владельцы лишаются своих знаков. Почему одни выигрывают, а вторые проигрывают споры... Попробую немного прояснить ситуацию.

  • Нужно при выборе обозначения, которое хотим зарегистрировать, смотреть известно оно в Беларуси или нет, используется ли оно другим субъектом или нет. Если известно, долгое время используется,  и компании являются конкурентами, рекомендую не рисковать и не заявлять подобные обозначения на регистрацию в качестве товарных знаков в патентное ведомство.

    Даже, если обозначение не зарегистрировано, нам может быть дана регистрация товарного знака и законное право на его использование, однако при желании и весомой доказательной базе компания, которая долго использовала свой бренд без регистрации, может лишить нас товарного знака, если докажет узнаваемость и ассоциативную связь данного товарного знака именно со своей компанией.

  • Цель регистрации товарного знака: защита или нападение?! Одно дело, когда мы регистрируем свой бренд, чтобы защитить себя и знать, что мы не нарушаем права других лиц. И далее смело используем свой товарный знак, вкладываем деньги в продвижение и т.д. Другое дело, когда компании, регистрирующие товарные знаки с целью нападения, т.е. сами не являются ни производителями, ни официальными представителями, а получив регистрацию уже раскрученного другой компанией знака, пишут претензии, предлагают выкупить у этой компании бренды за вознаграждение либо заключить лицензию на финансовой основе.

    Вот здесь при рассмотрении спора ключевой момент: при предъявлении претензии будет ли усматриваться умысел с целью вытеснить конкурента с рынка либо цель претензии – это реализация своего права по защите на товарный знак.  И еще важное значение будет иметь то, какая ситуация сложилась на рынке между субъектами на дату подачи заявки на регистрацию товарного знака.

  • Рекомендую при выборе обозначения для регистрации товарного знака уходить от сходства  с фирменными наименованиями (названиями компаний), доменами компаний-ваших конкурентов. Нужно выбрать такое обозначение, чтобы в вашем сегменте рынка не встречались компании с похожими названиями и доменными именами.

Существуют еще тонкости и нюансы. Каждый спор – это своя история, требующая детальной проработки.

Уважаемые друзья-бизнесмены, выбирайте для регистрации товарного знака те обозначения, которые придуманы вами, ваши уникальные! Уходите от сходства с фирменными наименованиями и доменами своих конкурентов. По максимуму старайтесь себя обезопасить! В таком случае система защиты вашего бренда сработает надежно и даст вам преимуществ!

Рада помочь! Патентный поверенный Ковалева Марина Олеговна, тел. +375293362148 (viber)