Товарный знак: все, что нужно знать! (часть 3)

 

Что происходит с товарным знаком при ликвидации компании?

Здесь необходимо учитывать следующее: в случае если компания ликвидирована и товарный знак в процессе деятельности компании не был передан другому лицу (физическому и или юридическому), товарный знак прекращает свое действие.

 


Можно ли продать товарный знак другому лицу?

Да, товарный знак возможно продать (уступить) другом лицу. Только есть нюанс: уступка товарного знака другому лицу не должна вводить в заблуждение потребителей.

 


Что делать, если НЦИС отказал в регистрации товарного знака?

В случае, если Вы получили отказ в регистрации товарного знака, первым делом, необходимо изучить основания отказа. Основания отказа могут быть абсолютные и относительные. Если получен отказ по абсолютным основаниям, то в большинстве своем свой товарный знак Вы сможете продолжать использовать, при этом не нарушать права третьих лиц. 

Примеры: заявляют на регистрацию товарные знаки в виде отдельной буквы, цифры либо специальный термин, характеризующий вид детяльности (ботаника для выращивания растений), вид, качество товара ("сладкий" для шоколада, либо "кирпич" для производства кирпича), ценность товара, географическое название и т.д. Итог: использование в дальнейшем без регистрации его в качестве товарного знака, однако и другие лица могут также использовать Ваши товарные знаки без нарушения законодательства.  

Вот, что касается относительных оснований для отказа в регистрации товарного знака, здесь сложнее. 
Для начала анализируем отказ. Проводим проверку: действует ли фирма-владелец товарного знака (если нет, то берем запрос о ликвидации фирмы у компетентного органа и направляем его в НЦИС вместе с ходатайством на повторную экспертизу и скорее всего получаем решение о регистрации товарного знака).

Смотрим свое фирменное наименование и изображение товарного знака, если обозначения сходны и дата регистрации фирмы ранее, чем дата подачи товарного знака, а также виды деятельности пересекаются, то подаем в Апелляционный совет возражение против правовой охраны товарного знака и имеем все шансы получить решение о регистрации товарного знака.

Далее существуют еще такие варианты:
1. Если видим, что можно привести доводы в пользу несходства товарных знаков и/или неоднородность товаров/услуг, то подаем ходатайство на повторную экспертизу с приведением доводов. 
2. В случае, если товарные знаки сходны и виды деятельности пересекаются, то предпринимаем попытки в получении писем-согласий на регистрацию наших ТЗ от владельцев товарных знаков. Если письма-согласия получены, направляем ходатайство с письмами-согласиями на повторную экспертизу и при пересмотре отказного решения, получаем решение о регистрации товарного знака.

 
 

Столкновение прав: товарный знак и домен.

Товарный знак является объектом интеллектуальной собственности. Домен - не является объектом интеллектуальной собственности. Возникают проблемы у субъектов, владеющих сходными товарными знаками и доменами. В большинстве своем приоритет отдается товарному знаку, однако есть нюансы...о них ниже...

Вместе с тем следует отметить следующее: по Закону Республики Беларусь "О товарных знаках и знаках обслуживания" товарный знак может быть использован в сети интернет, в том числе в доменном имени сайта. Следуя этой норме, владелец товарного знака имеет полное право зарегистрировать за собой домен с идентичным названием. Это - идеальный случай.

Однако как быть, если товарный знак зарегистрирован на одного субъекта, а домен - на другого. При анализе ситуации принципиально следующее: выявляется какими видами деятельности занимаются эти два субъекта. Если конкурирующими, то вероятнее всего приоритет будет отдан владельцу товарного знака и он сможет "забрать" домен.  А если субъкт зарегистрировал  домен ранее, чем компания (физлицо) свой товарный знак, и  эти два субъекта не являются конкурентами, то домен скорее всего останется за субъектом-владельцем домена.

Каждый случай - индивидуален и требует тщательной проработки. 

 


Столкновение прав: товарный знак и фирменное наименование

В практике участились случаи столкновения прав владельца товарного знака и компании, имеющей такое же либо сходное до степени смешения фирменное наименование.

По законодательству спор разрешается следующим образом: 
- оценивается сходство/несходство товарного знака и фирменного наименования;
- сравнивается дата подачи товарного знака и дата регистрации фирменного наименования в Регистре ЮЛиИП;
- анализируется деятельность этих субъектов (однородность товаров и/или услуг), используется ли товарный знак владельцем, осуществляется ли деятельности компанией под фирменным наименованием до даты подачи заявки на товарный знак (приоритета товарного знака).

Спор разрешается в пользу того лица, кто первым подал заявку на регистрацию либо зарегистрировал фирму под тождественным или сходным с ТЗ фирменным наименованием. Если будет обнаружено, что фирма была зарегистрирована ранее, чем подана другим лицом заявка на регистрацию товарного знака, обязательным условием является проверка реального ведения хозяйственной деятельности (производство товаров и/или оказание услуг под фирменным наименованием) до даты подачи заявки на регистрацию товарного знака другим лицом.

Если будет обнаружено, что юридическое лицо зарегистрировано ранее, чем подана другим лицом заявка на регистрацию идентичного или сходного с фирменным наименованим товарного знака в отношении однородных товаров и услуг, а фирма не докажет  свое осуществление хоздеятельности до даты подачи товарного знака, то товарный знак будет оставлен в силе.

Рассмотрением возражений против предоставления правовой охраны товарному знаку занимается Апелляционный совет при Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь.


Патентный поверенный Ковалева Марина Олеговна - Ваш помощник в  вопросах интеллектуальной собственности!
Всегда готова и рада Вам помочь!

Тел. +375 29 33 62 148, e-mail:kovaleva@belprofpatent.by.