Лицензионный договор или письмо-согласие. Зачем нужна лицензия?

«Лицензионный договор или письмо-согласие. Зачем нужна лицензия?».

Сегодня была консультация на тему лицензий и решила с Вами, друзья, поделиться. В Беларуси в настоящее время лицензионный договор имеет юридическую силу только в том случае, если он прошел регистрацию в патентном ведомстве – в НЦИС. Конечно же за его регистрацию нужно нести расходы, оплатить пошлину (сейчас это 10 базовых величин – 290.00 бел. рублей плюс тариф поверенного, если нужно). Расходы может оплатить как владелец знака, так и пользователь. В ином случае, при судебных разбирательствах лицензионный договор без регистрации в НЦИС иметь юрсилу не будет.

Так, когда же нужна лицензия и можно ли без нее? Тут я бы ответила так: нужна, если Вы хотите зарабатывать на своей интеллектуальной собственности, коммерциализировать ее. Ведь это так прекрасно, когда Ваши активы работают на Вас! Необязательна лицензия, если Вы предоставляете право использовать Ваш товарный знак своего проверенному партнеру, который надежен и точно знаете, что в суды не пойдете. Тут можно обойтись выдачей письма-согласия на использование товарного знака и при желании можете его заверить у нотариуса. Однако повторюсь, письмо является подстраховочным вариантом, более надежный - лицензия с регистрацией в НЦИС.

Основные моменты по лицензионному договору:

  • Лицо-владелец знака – это Лицензиар, пользователь – Лицензиат;
  • Ваш товарный знак должен действовать (срок действия не истек);
  • лицензионный договор имеет место быть только в той стране, в которой знак зарегистрирован. Вы не можете выдать лицензию, например, российской фирме, если в РФ Ваш знак не зарегистрирован. Помните об этом.
  • выберите исключительную или неисключительную лицензию. Это момент крайне важен. В чем отличие: если Вы выдаете исключительную лицензию, то сами использовать знак на выданной территории не можете. Неисключительную – сами можете и еще можете выдавать лицензии иным лицам;
  • определитесь с территорией. Можно выдать лицензию не на всю Беларусь, а, например, на конкретный регион, город;
  • финансовая часть. В лицензионном договоре необходимо прописать размер вознаграждения. Это может быть: паушальный платеж (один раз оплатили и все) либо роялти (периодические выплаты). Тут согласовываете сами. Размер перечислений можно установить по согласованию 2-х сторон либо произвести независимую оценку стоимости прав на товарный знак и исходя из рыночной стоимости знака определиться с долей лицензионного вознаграждения (так было бы более верно);
  • срок, на который выдаете лицензию. Можно на год, 5 лет либо на весь период срока действия товарного знака (любой срок, сами выбираете);
  • лицензия на безвозмездной основе не может быть заключена между двумя коммерческими организациями;
  • лицензия может быть выдана на определенный класс МКТУ, необязательно предоставлять пользование знаком Лицензиату в отношении всех зарегистрированных классов;
  • в лицензии нужно учесть: сможет ли Лицензиат сам выдавать сублицензии либо только с разрешения владельца знака - Лицензиара;
  • лицензионный договор вступает в силу с даты его регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь;
  • процедура регистрации лицензионного договора занимает около 1-го месяца.

 

И еще, не так давно проводила анализ «лицензионного» договора фирмы. Почему взято в ковычки - лицензионного. А дело в том, что никакой он не лицензионный. Так как какая может быть лицензия, если товарный знак в Беларуси не зарегистрирован. А компания оплачивала роялти, сама не подозревала, что платит за …, ну тут сами знаете, за что…

Важно! Лицензия имеет место быть только в той стране, в которой товарный знак зарегистрирован.

Предположим, если Вы зарегистрировали товарный знак в Беларуси, а в России – нет регистрации ТЗ, а хотите заключить лицензию в России – нет и еще раз нет, так как в РФ у Вас нет объекта интеллектуальной собственности (зарегистрированного товарного знака), а есть лишь обозначение, которое Вы там используете. И все. 

Основные моменты постаралась учесть. Если что-то не понятно, обращайтесь, мои контакты.  Объясню и помогу, выберем для Вас решение. В следующий раз напишу про уступку (продажу) товарного знака, когда нужно совершить уступку, чтобы не потерять товарный знак навсегда. Там тоже есть свои важные нюансы.