Товарный знак в нокауте
Как известно из мира бокса, «нокаут» - это мощнейший удар, от которого не подняться. Сегодня в позиции проигравшего – товарный знак. Как так!? Ведь товарный знак - это обозначение, которое охраняется государством и на него выдано свидетельство, подтверждающее законные права.
На днях состоялся разговор с Милой (имя вымышлено) о том, как конкуренты решили убрать ее с рынка. Мила открыла в Минске фирму в апреле 2015 года под фирменным наименованием - ООО «БЕЛКИ» (вымышлено) и оказывает услуги детского развлекательного центра.
Мила знает, что фирменное наименование относится к средству индивидуализации услуги и является объектом интеллектуальной собственности так же, как и товарный знак. Решила на данном этапе работать под ООО «БЕЛКИ» и не регистрировать «БЕЛКИ» в качестве товарного знака. Что ж, ее право. Ниже поясню момент, при котором регистрация оригинальной части ФН в качестве ТЗ целесообразна.
Звонок и Миле говорят: «Мы пишем в ваш адрес претензию о незаконном использовании товарного знака «БЕЛКИ»». Мила недоумевает…Выяснилось: компания в сентябре 2019 года зарегистрировала ТЗ «БЕЛКИ» на свое имя, является конкурентом и решила убрать Милу с поля бизнеса.
Ключевое значение в споре имеет следующее:
- приоритет ФН и ТЗ (кто раньше зарегистрировал фирму в Регистре юрлиц либо подал заявку на регистрацию ТЗ в НЦИС)
- один вид деятельности, однородные услуги (конкурирующие субъекты)
- сходство или тождественность ТЗ и ФН.
В нашем случае приоритет за ООО «БЕЛКИ» (апрель 2015) и действующий субъект (может подтвердить документально факт оказания услуг с 2015); у обоих – развлекательные услуги; идентичность ТЗ и оригинальной части ФН – «БЕЛКИ». Следовательно, ООО «БЕЛКИ» - победитель в споре и может при желании подавать возражение в Апелляционный совет НЦИС на прекращение правовой охраны товарного знака «БЕЛКИ».
Я всегда ратую за регистрацию товарного знака – это защита и монополия, однако за разумный ее подход! Прежде, чем писать претензии кому-либо, подходите к ситуации с разных сторон, не спешите. Мила могла и не знать о компании-владельце ТЗ и вероятнее всего она бы не стала аннулировать ТЗ, если бы не претензия и давление на нее.
И еще, срок действия фирменного наименования равен сроку «жизни» компании. Можно 10, 30, 50 лет работать под ФН и не регистрировать свой товарный знак. Однако важно, что при ликвидации фирмы, все затраты (финансовые, временные, моральные), вложенные в раскрутку фирменного наименования, наработанная клиентура – обнуляются.
На мой взгляд, целесообразно регистрировать оригинальную часть фирменного наименования в качестве товарного знака. Будете «в плюсе», так как сможете лавировать, уступая (продавая) свой товарный знак другому лицу до момента ликвидации фирмы, а также предоставлять лицензии. Будете вкладывать деньги, время и здоровье в товарный знак, зная, что он охраняется государством!